Одна компания, несколько карьер
Я занимаюсь цифровизацией отдела закупок Pet Nutrition, моя цель – поддерживать цифровые технологии и решения. Коммерческая функция прекрасна сама по себе, наши ребята достигают потрясающих результатов, которые ты постоянно отмечаешь в выступлениях на разных встречах. Однако все это достигается за счет порой титанических усилий людей. Моя главная задача - локализовать решения для сохранения языка процесса и привносить «оптимизационную лепту», которая помогает быть более эффективной и тратить не так много ресурсов.

Как я пришел в компанию, это вообще отдельная история. Начнем с того, что я по образованию врач-дерматолог-венеролог. Да, да, а первая моя работа была связана с нейрореанимацией. Поэтому у меня был большой профессиональный путь до Марса. Я успел поработать во многих отраслях – медицина, общепит, ивенты. Однажды я даже устраивал семинар на 12. 000 человек в Казани. В целом я раз в полтора-два года менял работу, так как мне становилось достаточно скучно, рутинные процессы уже все настроены, и можно было меня спокойно убирать. В Марс при этом я периодически пытался попасть раз в три года со времен того, как закончил институт. И вот как-то раз, когда я собирался в отпуск, со мной связалось рекрутинговое агентство. Они предложили пройти отбор в Марс, на что я, конечно, согласился. Я прошел тест и отправился в отпуск, ожидая обратную связь. Я уже думал, что опять не прошел, но спустя время ко мне вернулся рекрутер с предложением рассмотреть вакансии.
Я тогда совсем ничего не понимал в терминологиях, мне говорят про ТСЕ, РАЕ, КАЕ, но для меня это было просто набором из трех букв. На тот момент мне сказали, что есть позиция в Regional Account Executive в Москве. Я захотел попробовать, поэтому позже пообщался с нанимающим менеджером. Меня пригласили на ассессмент, и я, не надеясь на успех, поехал увидеть, как он проходит. Уже сидя в аэроэкспрессе, мне постпуил звонок с предложением о работе. Вот так я попал в Марс на позицию Regional Account Executive в Московский регион.
У меня было понимание, что надо идти в National Account, чтобы строить свое визибилити и набирать экспертизу. Тогда я попал на этап внедрения «Юпитера» в одного из наших клиентов. Ранее все наши задачи выполнялись в Excel, что было привычно, но переход на Юпитер потребовал от нас серьезных изменений. Поскольку я внес предложения по улучшению, меня пригласили в Product Management на Юпитере. Хоть у меня и не было опыта в продакт-менеджменте, я решил попробовать. Прошел онлайн-курсы, что дало базовые знания, и стал продактом по Юпитеру. Развивая продукт, мне был поручен целый домен, связанный с ценообразованием. Позже перешел на позицию старшего продакт-менеджера из-за увеличившегося числа продуктов. Мне предложили присоединиться к цифровой трансформации, что соответствовало моим карьерным целям. Пройдя ассессмент, я стал Коммерческим директором по цифровым продуктам.
Возможно, мне помогло то, что я раньше часто менял сферу деятельности. Можно, конечно, бояться и ничего не делать, но как говорится: "Если вам не нравится место, где вы находитесь, поменяйте его, вы же не дерево". Но в случае с Марсом дело не в том, что мне не нравится здесь, а в том, что Марс даёт возможность проверить себя. Когда я переходил на позицию Коммерческого директора по цифровым продуктам, я понимал, что готовых решений нет. Об этом знала вся панель, но при этом меня авансировали надеждой и верой. Главное, что лидеры оказывают поддержку и помогают развиваться в новой роли.
Рассматривая новые возможности, я вижу две части: участие в других проектах и эксперименты в новых областях. Я стараюсь завершать начатое, ведь результаты моей работы оказывают влияние на бизнес и эффективность работы коллег. Мотивация для меня заключается в виде результатов, которые приносят непосредственную пользу. Поэтому я предпочитаю рассматривать новые возможности как длительный процесс, держа цель в горизонте 2-3 лет. Возможно, после этого появятся новые возможности внутри компании. Относительно участия в проектах, я всегда готов взять на себя новые задачи, включая гиг-проекты, так как это дает возможность познакомиться с другими функциями и искать нестандартные решения. Участие в таких проектах позволяет расширить свой опыт, увидеть процессы с другой стороны и повысить свою видимость внутри компании.
Я горжусь тем, что в Марсе познакомился и установил тёплые контакты с таким огромным количеством людей — профессионалы своего дела, любознательные, открытые, необычные для меня люди. Это знакомство помогает в том числе строить карьеру в Марсе, потому что у тебя очень сильно расширяется не только рабочий кругозор. Ты «набираешься» мнениями на те или иные вопросы. Это, наверное, не совсем ответ на вопрос, чем я конкретно горжусь, но я очень ценю это.
Если говорить о коммерческом отделе, то многих смущает его название, потому что не все понимают, что такое коммерция. Но на самом деле — это отдел снабжения. Он обеспечивает производство всем необходимым, чтобы оно работало и приносило прибыль. Мы закупаем вообще всё — от сырья до электричества и воды на фабриках, а также мерчандайзеров, которые работают в полях. Поэтому отдел снабжения — это точка первого контакта нашего бизнеса, которая обеспечивает производство всем необходимым. Если бы я сравнивал свой отдел с организмом, то, скорее всего, это были бы руки, которые несут еду и питательные вещества в рот. Руки приносят все в фабрику, в этот «организм» — это как раз коммерческий отдел.
Всем молодым специалистам я бы посоветовал не бояться пробовать новое, даже если вы вообще не знаете, что вас ждёт. Можно развиваться двумя путями: стать звездой в своей экспертизе или быть немножко панком в своей области. По стандартам может сделать каждый, а все гениальные идеи нестандартные. Они всегда встречают сопротивление и непонимание, но именно они двигают нас вперёд. Поэтому не бойтесь быть собой и пробовать то, чего вы вообще не знаете. Особенно на программах стажировок и лидерских программах, компания это, наоборот, поощряет. Заходя уже на роль, многие остаются внутри, чтобы развивать экспертизу. И это правильно, потому что в каждой области нужны суперпрофессионалы. Но пока ты молодой специалист, ты можешь вообще потрогать всё и понять, что тебе по-настоящему нравится. Не стесняйтесь подходить и задавать вопросы старшим коллегам, даже если вы боитесь показаться глупыми или чего-то не знающими. Это нормально, что-то не знать - именно для этого ты приходишь и развиваешь себя, чтобы узнавать что-то новое. Очень странно было бы предполагать, что ты пришел интерном и знаешь вообще все. Сделайте меня новым генеральным директором, потому что я все знаю. Ну, конечно, нет!
Если кратко отвечать, то это возможности команды и лидеры. Возможности — это те, которые даёт мне Mars. Я говорю не только про карьерные возможности, но и о том, что компания разрешает ошибаться. Это очень важно, потому что это один из ключевых страхов, из-за которого люди не развиваются, боясь быть опозоренным и пойти на дно. А Mars разрешает ошибаться, потому что: «Fail fast, learn faster».
Лидеры и старшие менеджеры меня очень сильно вдохновляют. То, с каким энтузиазмом и страстью они относятся к своему делу, как вдохновляют команды — это очень круто. Я сменил пять компаний за свою карьерную жизнь и впервые в жизни вижу, насколько воодушевлены тут люди. И когда «Пять Принципов» — это не просто слова на бумаге, как иногда бывает в компаниях. Это реальные истории, в которые люди верят, которыми живут и которые воплощают. Ну и команды — все они разные, но дух командности, взаимоподдержки и помощи очень сильно мотивирует. Когда ко мне приходят с внешнего рынка и предлагают что-то, я говорю, что никакими деньгами не сможете заменить мою команду.
«Марсианство» — это очень ценно, впервые в своей жизни я работаю семь лет в одной компании и не жалею ни капли. Поэтому я понимаю людей, у которых стоят стелы на столах: «25 лет в компании».
Присоединяйся к команде по ссылке! :)